г.Долгопрудный, Циолковского - д.6 +7 (495) 576-14-91 +7 (926) 392-45-66

Дошкольное образование

Дошкольное образование - первая ступень общего образования Требования Федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения программы в дошкольном образовании

Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает воспитание в дошкольной организации как уровень образования. Впервые дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, именно поэтому возникла необходимость в СТАНДАРТЕ, обеспечивающем предъявление единых требованиях к системе дошкольного образования и обеспечение преемственности его с начальным общим образованием.

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. 1 января 2014 года вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина – где бы он ни проживал в нашей огромной стране – качественного образования.

- Что такое ФГОС ДО?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) создан впервые в российской истории. ФГОС ДО - это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатываются сама Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.

- Зачем нужен стандарт?

Основными целями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:

  • обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
  • сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
  • Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
  • Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец, принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, следовательно, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования.

- Каковы эти требования?

1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

- Каким быть дошкольному детству по новым требованиям? В чём это заключается?

Стандарт в ДО – это стандарт разнообразия детства. Детство – бесценный период жизни, и ребенок должен его счастливо прожить. В последнее же время сложились такие условия, что мы не ценим детей, а постоянно их оцениваем, вследствие чего у детей наблюдается перегруженность знаниями (невротизация) .

АЛЕКСАНДР АСМОЛОВ (директор Федерального института развития образования) : «Мы должны не научить, а дать полноценно прожить в игре различные ситуации. Ребенок должен захотеть поиграть, а взрослый поддержать это желание».
Инновационность Стандарта определяется тем, что он сочетает в себе одновременно индивидуализацию и социализацию на уровне дошкольника.
Индивидуализация характеризует уникальный вектор развития ребенка в этом возрасте.
Социализация же выражена в регламентации системы условий развития ребенка. Это не только материальные условия в детских садах, но и воспроизведение различных форм деятельности — система общения ребенка с воспитателями и сверстниками.
В Стандарте часто повторяется целевая установка — поощрение инициативы самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый — главный, направляющий. Теперь он — посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка. Проживание детства в дошкольном возрасте возможно только в ИГРЕ. Она необходима для развития полноценного ребенка.

- Какими же будут требования начальной школы к выпускнику детского сада?

Школа всегда хотела получить «удобного» ребенка: послушного, дисциплинированного, умеющего писать и считать. СТАНДАРТ же говорит, что отныне «НЕ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ГОТОВИТЬСЯ К ШКОЛЕ, А ШКОЛА ДОЛЖНА ПОДГОТОВИТЬСЯ К РЕБЕНКУ! »
Именно это подтверждает, что дошкольное детство, наконец-то, стало приоритетным на этапах образования (повышение социального статуса) .

- Каковы же связи с вышесказанным требования к результатам освоения программы? Главная отличительная особенность между ФГОС и ФГТ в том, что во ФГОС нет формализации и нормативов, как это было в ФГТ. Это большой шаг вперед! По словам Александра Асмолова, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
- Что такое целевые ориентиры?
Это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка.
Целевые ориентиры включают в себя следующие характеристики:

- Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий, партнёров, умеет воплощать свои замыслы).

-Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов).

-Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество

-Развитые творческие способности, развитая устная речь

-Хорошо развитая крупная и мелкая моторика

-Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности

-Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Целевые ориентиры не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей, оценки качества образования и для аттестации педагогов, а также для распределения стимулирующего фонда оплаты труда. Данные целевые ориентиры являются основанием преемственности дошкольного и начального образования.

В то же время целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

- Если не будет проводиться оценка знаний детей, то по каким показателям будет оцениваться деятельность дошкольной образовательной организации?

«Перед дошкольной организацией стоят задачи, связанные с развитием детей и созданием условий в каждом детском саду для их решения. Именно эти условия являются предметом оценки деятельности образовательной организации и результативности работы педагогов, в том числе и со стороны родительской общественности».

«В Стандарте нет ничего о ЕГЭ для дошкольников, ничего о контроле и тестировании дошкольных учреждений; он не сводится к школьным формам жизни», — подчеркнул Александр Асмолов, руководитель рабочей группы по подготовке Стандарта. «При разработке стандарта мы придерживались формулы Гиппократа с главным посылом “Не навреди”, — просчитывая многие социокультурные риски и учитывая ожидания в обществе».

Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка — личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, — то в дошкольном стандарте оставили только одно — личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. По его словам, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. " В этом стандарте вы не услышите ничего о том, что какой-то злоумышленник хочет сделать ЕГЭ для дошкольников, здесь подобных безумцев не существует. Здесь вы не услышите, что кто-то жаждет напустить на дошкольные образовательные учреждения целые орды контролеров, которые будут заниматься изучением, сколько в ребенке патриотизма", — сказал руководитель группы разработчиков.

- Какой же результат мы планируем, следуя всем новым требованиям?

Мы предполагаем, социализировать детей, приобщить к базовым ценностям и культуре мира. Ведь социализация – это потребность к любознательности, развитие способностей сотрудничества не только со сверстниками, но и со взрослыми, формирование жизненных навыков (не боязнь жизненных ситуаций, преемственность со школой (готовность к содействию с педагогом)

ДОСТИЖЕНИЕ ТАКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ГАРАНТИРУЕТ УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА НА СЛЕДУЮЩИХ ЭТАПАХ ОБРАЗОВАНИЯ!

Литература:

1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт;
3. Федеральные государственные требования к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.

Закажите обратный звонок
*Если Вы спешите - укажите только свой номер телефона
Нажимая кнопку, я принимаю соглашение о конфиденциальности и соглашаюсь с обработкой персональных данных